С помощью QIWI-кошелька можно делать переводы между людьми, оплачивать счета и покупки в интернет- магазинах.
Бизнесам QIWI предоставляет услуги эквайринга.
Эквайринг — технология, позволяющая компаниям принимать безналичные платежи.
Прошел платеж или нет
Основной показатель качества в эквайринге — конверсия.
Платеж не прошел — клиент недоволен
Надо стараться предупреждать такие случаи.
Ошибка платежа может быть:
На стороне системы эквайринга
На стороне провайдера
На стороне банковских систем
Была история, что у одного сотового оператора зачисления на счет не срабатывали с 1 до 3 ночи — оказалось, у него были неправильно выставлены часовые пояса.
Наша задача
Выявить признаки аномалий, из-за которых платежи не проходят.
Схема работы
Что мы делали:
Смотрели данные о транзакциях, искали закономерности.
Сентябрь - Ноябрь 2018
Гипотеза:
С условным магазином деревянных игрушек транзакции будут успешней, чем с условным онлайн-казино
Заказчик мог бы предлагать разные цены на эквайринг в зависимости от вероятности успеха транзакции
Не смогли проверить, так как заказчик не дал доступ к информации о компаниях-провайдерах — это запрещено по протоколам безопасности.
Технологии
Классическая Data Science
Команда проекта
Сергей Веренцов
Разработчик
Рамиль Гизатуллин
Разработчик
Техническое решение
На вход получили дампы баз данных QIWI в системе PostgreSQL
Собрали предварительную разметку из баз данных
Обработали данные с помощью Python
Построили дерево решений
Можно пройти по нему и увидеть, какой набор признаков ведет к неуспешным транзакциям
Кластеризовали по группам провайдеров
Каждый узел — условие на признак транзакции
Оранжевые узлы — это там, где много транзакций не прошло.
Трудности разработки
Ограниченный доступ к данным
Сложность предметной области
Нет гарантий значимых результатов
Проблемы с коммуникацией
Например, понятие feature importance (важность признаков) привычно для датасаентиста, а аналитики лучше знакомы с корреляциями и воронками.
Итоги проекта
Подтвердили гипотезы клиента:
Один пользователь пытался положить на телефон 3,5 миллиарда рублей. Разумеется, ничего не вышло.
Транзакции с большими суммами с большой вероятностью не пройдут
Есть проблемные провайдеры и группы провайдеров
«Волшебной пилюли» — починить одну проблему, и транзакции вырастут — не нашлось, к сожалению. Но лишнее подтверждение — это всегда хорошо.
Цитата
Что нам дал проект
Научились лучше планировать
Поняли важность тесной работы с клиентом
В течение недели работали в Иннополисе вместе с аналитиком QIWI, обменивались компетенциями.
В 2019 году приняли участие в Product Hub QIWI Universe 3.0
Георгий Коннов,
Руководитель направления QIWI Касса, один из бизнес-заказчиков программы
«...В результате с командой EORA мы сделали кейс по аналитике данных, в ходе которого проанализировали работу наших провайдеров и смогли выявить новые факторы, снижающие конверсию оплаты. Работа с ними приведет к повышению оборота наших партнеров.»
«Для наших data scientists это был уникальный опыт: мы получили финансовые данные о транзакциях, которые другими способами достать нереально. Объем данных был очень большой, пришлось развернуть под них целую инфраструктуру.
Мы бок о бок работали со специалистами из QIWI, узнали, как устроены процессы внутри корпорации, научились взаимодействовать со службой безопасности.»